Статья 21214

Название статьи

         ТЕХНОЛОГИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ   

Авторы

Перевощикова Елена Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета естественных, математических и компьютерных наук, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1), Perevoshikovaen@mail.ru, matem_nspu@rambler.ru 

Индекс УДК

51 (07) 

Аннотация

Актуальность и цели. Анализ современных исследований, связанных с разработкой образовательных технологий, ориентированных на развитие личности учащегося средствами математической деятельности, показывает, что их внедрение в школьную практику предполагает учет всех факторов, влияющих на процесс обучения математике. Важным становится то, как, какими путями ученик достигает ожидаемых результатов, как и когда происходит его переход на качественно новый уровень усвоения математики. Однако анализ существующих форм и средств контроля свидетельствует о том, что вне измерения остаются результаты текущей работы учащихся на уроках и динамика результатов усвоения учебного материала. Не всегда анализируются результаты освоения теоретических основ изучаемого и степень готовности учащихся к применению теоретических фактов к решению задач. Сказанное приводит к необходимости поиска способов конструирования средств оценивания, по-зволяющих не только своевременно получать информацию о ходе учебного процесса, но и выявлять причины затруднений учащихся на различных этапах усвоения математики. Целями исследования являются теоретическое обоснование построения диагностических заданий в тестовой форме и разработка технологии конструирования диагностических заданий.
Материалы и методы. В процессе разработки технологии конструирова-ния диагностических заданий в тестовой форме потребовалось выявить сущность диагностирования при обучении математике, установить, что проблема оценивания непосредственно связана с четким определением объектов диагностики, с постановкой диагностических целей, с описанием критериев их достижения и зависит от этапа усвоения. В основу разрабатываемой технологии положены принципы комплексности, единства образования и диагностики; целостности; гуманизма; качественного и количественного подходов; динамичности и непрерывности. Теоретико-методологическими ориентирами исследования являются системный и деятельностный подходы. В процессе анализа технологических аспектов конструирования заданий в тестовой форме автор исследования опирался на концептуальные положения тестологии, сформулированные в работах В. С. Аванесова, А. Н. Майорова, М. Б. Челышковой.
Результаты. В ходе исследования установлено, что выбор формы диагностических заданий зависит от вида планируемого контрольного мероприятия, его места в процессе обучения и от целей получения обратной связи. Контро-лирующее задание может и должно быть дополнено диагностической функцией. Наиболее целесообразной представляется тестовая форма диагностического задания. Ключевым этапом в приведенной технологии конструирования диагностических заданий в тестовой форме является этап подбора дистракторов для каждого шага выполнения закрытого типа задания. Именно этот факт позволяет не только выявлять допущенную учеником ошибку, но и устанавли-вать причину ее появления, заложенную в основу построения дистракторов.
Выводы. Специфика приведенной технологии состоит в том, что она позволяет на примере одной типовой задачи из школьного курса математики составить несколько типов диагностических заданий в зависимости от цели, этапа усвоения и вида контрольного (диагностического) мероприятия. Использование приведенной технологии позволит учителю не только получать информацию о ходе усвоения математики, но и выявлять причины отклонений, свое-временно проводить коррекционные мероприятия. 

Ключевые слова

объекты диагностики, диагностические цели, способ оценивания задания, форма тестового задания, задание в тестовой форме, вид контроля и диагностики, этапы технологии конструирования диагностических заданий.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Иванова, Т. А. Теория и технология обучения математике в средней школе : учеб. пособие для студентов математических специальностей педагогических вузов / Т. А. Иванова, Е. Н. Перевощикова, Л. И. Кузнецова ; под ред. Т. А. Ива-новой. – 2-е изд., испр. и доп. – Н. Новгород : НГПУ, 2009. – 355 с. 

 

Дата создания: 17.10.2014 09:18
Дата обновления: 29.01.2015 11:05